После трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке практически во всех странах наблюдалось
бурное развитие средств спасения и самоспасения неподготовленных людей из высотных зданий при
пожаре и ЧС. В России это привело к выпуску специального национального стандарта1, который
устанавливает классификацию и общие технические требования к аварийно-спасательным средствам
(АСС) людей из высотных зданий, причем он распространяется не на АСС, входящие в оснащение
пожарно-спасательных формирований, а только на те средства спасения, которыми могут
воспользоваться неподготовленные попавшие в беду люди
AСС из высотных зданий предназна- чаются для эвакуации людей из опас- ной зоны поражающих факторов при
чрезвычайных ситуациях и должны обес- печивать:
• быстроту приведения в готовность;
• удобство и надежность перемещения людей за пределы опасной зоны из здания (сооружения);
• безопасный спуск и выход;
• выполнение спасательных работ до и после прибытия специализированных подразделений в условиях воздействия внешних факторов с умеренной (слабой) степенью опасности для человека и технических средств спасения
Классификация аварийно-спасательных средств
АСС из высотных зданий подразделяются1, 2:
⦁ по размещению средств относительно частей здания:
• внутренние (расположенные внутри);
• внешние (наружные);
⦁ по связи с проектной документацией объекта капитального строительства:
• предусмотренные проектом;
• не предусмотренные проектом;
⦁ по способу установки:
• мобильные;
• стационарные;
⦁ по конструктивному исполнению:
• канатно-спускные;
• рукавные;
• лифтовые;
⦁ по уровню подготовленности (обученности) пользователей:
• не требующие специальной подготовки (общего применения);
• требующие специального обучения (про- фессиональные, специального применения);
⦁ по кратности применения:
• одноразовые;
• многоразовые;
⦁ по производительности (количеству спасаемых):
• индивидуальные;
• групповые (коллективные);
⦁ по направленности действия:
• спускные;
• спуско-подъемные;
⦁ по высоте спуска:
• с ограничением (по минимальной и мак- симальной высоте);
• без ограничения;
⦁ по способу управления:
• с ручным регулированием скорости;
• с автоматическим регулированием;
• с ручным и автоматическим регулированием;
⦁ по автономности:
• независимые от внешних источников энергии;
• зависимые от внешних источников энергии.
Назначение спасательных рукавов
Вертикальные спиральные спасательные пожарные рукава являются разновидностью рукавных средств спасения и являются кол- лективным (групповым) АСС неподготовленных людей с высоты при пожаре и ЧС.
Конструкция спасательного рукава незави- симо от формы (эластичной, спиральной) должна гарантировать беспрепятственный и безопасный спуск с высоты неподготовленных людей различного телосложения, антропометрические характеристики которых соответствуют группе по ГОСТ 20.39.108.
Процесс приведения спасательного ру- кава в рабочее состояние и использования должен быть простым и не требовать дополнительного обучения, кроме ознакомления с руководством (инструкцией) по эксплуатации.
Вертикальный спасательный спиральный пожарный рукав должен обеспечивать:
⦁ групповое спасение людей с производительностью не менее 5 чел./мин;
⦁ скорость спуска – до 2 м/с;
⦁ спуск человека массой до 120 кг включительно;
⦁ спуск с высоты здания от 75 (и ниже) до 150 м.
Самый высокий спасательный рукав в Ев- ропе, установленный на сегодняшний день, составляет 142 м, в здании Intraco Building в Варшаве (Польша), а в Азии – 152 м, в Nation Tower в Бангкоке (Тайланд).
Исторический опыт
Первые упоминания о спасательных рукавах относятся к началу XIX века. В патенте 1813 г. изобретение описывалось как длин- ный мешок без дна, изготовленный из "одного куска прочной ткани длиной около 22 м и 2 м в ширину".
В этой модели тканевая труба затем отводилась от здания под углом. Люди могли войти в нее и безопасно спуститься на землю. В одном из экспериментов в Женеве г-н Бордье сообщил: "22 человека спустились через одну минуту и 50 секунд с четвер- того этажа здания". Это был прототип на- клонного спасательного рукава (трапа).
Первая зарегистрированная статья о тканевом спасательном рукаве датируется 1860-ми гг., когда два француза продемонстрировали использование двух тканевых цилиндров для сползания с балкона в Австрии.
В первой половине XX века спасательные металлические рукава стали изготавливать в США и Канаде.
В Канаде металлические спасательные трубы были установлены в школьных зданиях, например в ощеобразователной школе Александра Мюира в Ньюмаркете, Онтарио.
Больница Пьемонта в Атланте, штат Джорджия, в 1948 г. была оснащена спиральным.
Рис. 1. Схема спирального рукава фирмы UYEDA ESCAPE CHUTE CONSTRUCTION CO., LTD
металлическим желобом (Escape Chute), с помощью которого пациенты с постельным бельем могли быстро добраться до земли в случае пожара. На каждом этаже больницы был вход в рукав, и в экстренном случае пациенты соскальзывали на своем матрасе. Время полной эвакуации 136-й местной больницы с помощью такого устройства составляло несколько минут.
Создание современных спасательных рукавов
Пионерами разработки современных спасательных рукавов (Escape Chutes) являются Gerald Zephine (Франция), Eric Hooper (Ав- стралия), Mobiltex Evacuation Systems (Швеция, эластичные рукава) и Masaya Uyeda (Япония, спиральные рукава). Начало их деятельности приходится на конец 1960-х и начало 1970-х гг. Основанная Masaya Uyeda в 1960 г., японская фирма UYEDA ESCAPE CHUTE CON- STRUCTION CO., LTD использовала военные разработки для изготовления оригинального спирального спасательного текстильного рукава с направляющей полосой скольжения, закрученной против часовой стрелки и вшитой во внутреннюю часть рукава. Во время спуска тело спускаемого поворачивается в левом направлении и благодаря стабильному контакту со спиральной направляющей человек спускается спокойно и с равномерной скоростью, при этом не возникает ощущения падения. В конце спуска человек приземляется на специальную пенисто-резиновую подушку, вставленную в нижнюю часть рукава и расположенную (при полном развертывании рукава) на расстоянии 30–50 см от земли.
Скорость скольжения внутри спасательного шланга составляет до 2,1 м/с, а в обычном лифте – примерно 5 м/с, так что спуск достаточно комфортабельный. Показанная на рис. 4 схема спирального рукава фирмы UYEDA ESCAPE CHUTE CONSTRUCTION CO.,
LTD практически не меняется в течение
40 лет. Всем своим дистрибьюторам во всем мире фирма не передает секрет изготовления текстильной части и шьет для них все сама.
Компания выпускает спиральные рукава стационарного типа SUPER ACE S-1 и мобильную модификацию для оборудования пожарных автолестниц и автовышек SUPER ACE S-1-F.
Элементы конструкции
В стандартную конструкцию стационарного спирального рукава входят:
• основной корпус с силовым каркасом;
• несущие ремни;
• вертикальное спиральное полотно скольжения;
• наружная обшивка с красными и зелеными цветовыми зонами для маркировки зон рукава;
• капсула выхода с пенисто-резиновой подушкой в основании;
• разъемная и устойчивая к климатическим условиям металлическая обшивка;
• монтажная плита (плиты основания) для разъемной и устойчивой к климатическим условиям металлической обшивки;
• анкерное крепление к полу (устойчивое к климатическим условиям).
Состав текстильной части
Текстильная часть рукава включает в себя:
• основной корпус (внешнее полотно) из материала, предназначенного для защиты спускаемых людей от внешнего воздействия открытого пламени и теплового излучения (полотно из трудновоспламеняемого материала, со специальной пропиткой);
• силовой каркас, состоящий из несущих ремней, которые воспринимают осевую нагрузку, возникающую при спуске людей, и предназначены для обеспечения прочностных свойств спасательного рукава. Прочностные характеристики несущих ремней при размере 35х2 мм составляют не менее 2400 кг х 5 ремней = 12 000 кг.
Полотно скольжения спасательного рукава также изготовлено из трудновоспламеняемого материала, со специальной пропиткой, вшито внутри рукава к основному корпусу и имеет форму спирали. Скольжение по нему осуществляется против часовой стрелки. Скорость скольжения внутри рукава не превышает 2,1 м/с.
Внутри рукав имеет цветовые зоны, необходимые для ориентации человека при спуске в рукаве. В нижней части рукава находится капсула выхода с пенисто-резиновой подушкой в основании, обеспечивающей мягкое приземление спускаемого человека и безопасное покидание им рукава. Пенисто-резиновая подушка капсулы выхода съемная – для облегчения подъема рукава при сильных ветровых нагрузках.
Крепление и хранение
Конструкция металлической части рукава состоит из основного корпуса и раскладной рамы входа. Основной корпус сварной, из профильной трубы, и крепится к полу анкерными винтами. Раскладная рама входа изготавливается как в односекционном, так и в двухсекционном варианте. Предусмотрено
хранение рамы с прикрепленной текстильной частью в режиме ожидания в помещении (у окна) в специально предназначенном для этого контейнере (боксе). Бокс обеспечивает безопасное и удобное хранение для дальнейшей эксплуатации рукава. Конструкция рукава может предусматривать наличие специальных полиспастов для крепления к земле с регулятором затяжек.
Рис. 2. Рама рукава
Рис. 3. Бокс для хранения рукава в помещении
Комфортный спуск
Структура рукава обеспечивает групповое спасение с производительностью не менее 5 чел./мин. Даже при одновременном использовании спирального спасательного рукава несколькими людьми благодаря спиральной конструкции опасность столкновения друг с другом исключается. Обеспечивается примерно равное расстояние между людьми даже при различном весе. Вертикальный спасательный спиральный рукав позволяет проводить спасение инвалидов и маленьких детей весом больше 12 кг.
Особенности мобильных рукавов
Мобильный спасательный спиральный рукав SUPER ACE S-1-F был разработан на основе модели SUPER ACE S-1 для использования главным образом пожарными бригадами для автолестниц и автовышек. Конструкция текстильной части отличается от стационарного рукава наличием специ- альных застежек-молний по длине с интервалом (расстоянием) 2 м, что позволяет спасаемым людям выбираться из рукава в любом месте.
Рис. 4. Схема мобильного спираль- ного спасательного рукава SUPER ACE S-1-F (европейский вариант EURОACE S-1-F/N) в комбинации со спасатель- ной подъемной площадкой
В качестве внешнего полотна на мобильных рукавах типа SUPER ACE S-1-F используется специальная теплоотражательная сетчатая ткань, что позволяет при работе с рукавом снизить влияние ветровых нагрузок. Закупленные Москвой в 2005–2006 гг. финские пожарные автовышки "Бронто Скайлифт" (Bronto Skylift) высотой 90 и 105 м были укомплектованы именно такими рукавами.
Рис. 5. Пожарная машина
с мобильным спиральным рукавом
Рост мирового рынка спасательных рукавов
Трагические события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке дали новый толчок к разработке и производству АСС из высотных зданий. Эвакуация Всемирного торгового центра (ВТЦ) 11 сентября 2001 г. была одной из крупнейших высотных эвакуаций зданий в современную эпоху (около 17 400 человек) и имела фундаментальное значение для будущего проектирования высотных зданий. Из 17 400 человек, которые находились в башнях во время атаки, 2092 человека (или 12%) не смогли эвакуироваться. По экспертным оценкам, из тех, кто не смог убежать, 531 (3%) погиб на ударных этажах, а 1561 (9%) пережил травму непосредственного удара самолетов в здание, но не смог (или не успел) эвакуироваться штатными путями эвакуации, более 200 человек в безнадежной ситуации выбросились в окна и погибли.
Атака на башни ВТЦ привела многие страны к осознанию необходимости и важности обеспечения адекватных и надежных средств спасения в высотных зданиях.
После этой трагедии производство коллективных средств спасения с высоты, в том числе спасательных рукавов, резко увеличилось. В настоящее время спиральные спасательные рукава используются во многих странах в многоэтажных сооружениях, таких как:
• правительственные здания;
• общественные здания;
• здания и сооружения безопасности;
• диспетчерские вышки аэропортов;
• посольства;
• офисные здания;
• квартиры/кондоминиумы;
• больницы/центры здравоохранения;
• дома для престарелых, детей, инвалидов;
• торговые центры.
Следующие компании выпускают спираль- ные рукава по технологии фирмы UYEDA ES- CAPE CHUTE CONSTRUCTION CO., LTD:
⦁ В Европе:
⦁ HUDEC EUROACE EVACUATION TOOLS (Австрия);
⦁ Axel Thoms Lebensrettungseinrichtungen GmbH (Германия);
⦁ Safelincs (Великобритания).
⦁ В Северной Америке – BESTCO CO.,LTD. (Канада – США).
⦁ В Азии:
⦁ W.H. BRENNAN & CO PTE LTD (Сингапур);
⦁ PT. NATELA CORPORATION (Индонезия);
⦁ CHASE ENTERPRISE CO., LTD. (Таиланд).
Пожар в сентябре 2017 г. в Лондоне в жилой башне Grenfell Tower привел к гибели более 80 человек. Как всегда, после таких знаковых трагедий возобновились разговоры о необходимости обязательного оснащения высотных зданий аварийно-спасательными средствами спасения. Уже готов проект оснащения данного здания после ка- питального ремонта спасательными рукавами.
Оснащение объектов в России
В России с 2010 г. устанавливались спи- ральные рукава EUROACE S-1 (Австрия), с 2013 г. производятся спиральные спаса- тельные рукава совместно с HUDEC EUROACE EVACUATION TOOLS (Австрия).
Спиральными рукавами EUROACE S-1 пока оснащаются в основном общественные здания: больницы, госпитали, пансионаты для престарелых, бизнес-центры, банки, институты, общежития государственных вузов, частные и государственные гостиницы, аэропорты. Вертикальным спасательным рукавом EUROACE S-1 оборудованы здания Администрации Президента Российской Федерации, Сбербанка, Минюста, КДП аэропорта Шереметьево и т.д.
Рис. 6. Спасательные рукава на высотных зданиях